Inetman (inetman) wrote,
Inetman
inetman

Categories:
  • Mood:

Современное искуство сюрприза — второй день внезапной поездки в Хельсинки и путь домой

Если вы вдруг забыли, как всё начиналось, — вам сюда.

Казалось бы, после ночных фотосессий я должен был дрыхнуть минимум до обеда. Но нет — пересилили чувства ответственности и самодисциплины и подняли меня часов где-то в восемь. Не спеша умылся-побрился, поел (выяснив заодно, что вчера я совершенно случайно из всех видов сыра в супермаркете забросил в корзинку свой любимый копчёный), повалялся на кровати, попробовал (безуспешно) поймать вай-фай, распихал нужные мне деньги и документы из сумки по карманам куртки (кататься на "американских горках" с сумкой как-то не хотелось), повалялся ещё... А звонка из дома на улице сурикат всё не было и не было. Часам к десяти я потерял терпение и начал звонить сам — но звонки оставались безответными. Я уже было начал слегка волноваться, когда мой телефон всё-таки зазвонил. Девушка, естественно, проспала и попросила ещё минут 15 на завтрак. Что ж, 15 минут — так 15 минут! Я не спеша отправился на улица сурикат и действительно, где-то через полчаса моя спутница появилась в дверях отеля.

Сходу появилось разночтение в наших планах: я, как уже было сказано ранее, стремился в Линнанмяки, моя спутница — на загадочный остров-музей, который находился неизвестно где, но вроде недалеко. Я, в принципе, был не против музея, но до открытия парка оставалась всего пара часов и не было уверенности, что мы уложимся в это время — но первым делом надо было установить месторасположение этого острова. В качестве поисковой системы был использован первый попавший под руку абориген, которому моя спутница, мило улыбаясь, подсунула под нос карту и сделала вид, что никак не может выговорить его название (которое она на самом деле не помнила). Абориген попался толковый (впрочем, все финны, с которыми я общался в этой поездке, отличались умом и сообразительностью) и быстренько ткнул пальцем в карту. Тут-то мы и узнали не только название "Сеурасаари", но и тот факт, что до острова не так уж близко. По времени — ну никак не успевал я полноценно в парке потусить!

Ресторан Гавана
Ресторан Гавана

Тут есть танцы!
Тут есть танцы!

Делать нечего: было принято стратегическое решение разделиться. В общих чертах я описал своей спутнице, как добраться до этого острова ("На метро до вокзала, а там спросишь") и отвёл её к ближайшему секс-шопу ближайшей станции метро (а я виноват, что они рядом?!). Тут моя попутчица ВНЕЗАПНО осознала, что я вот совсем уже хочу её бросить, и взмолилась о том, что бы я её довёл хотя бы до вокзала. Ладно, до вокзала — так до вокзала, время у меня ещё было. По пути до вокзала (шли, естественно, новой дорогой — не повторяться же?!) мы наткнулись на первые признаки того, что в Хельсинки есть кубаманы и сальса: ресторан "Гавана". Задерживаться, впрочем, у ресторана я не стал, и бодрым шагом протопали мы к автостанции у вокзала, где я внимательно изучил маршруты пригородных(!) автобусов и начал пытаться посадить мою спутницу на какой-нибудь из шедших в подходящем направлении. Спутница сначала посопротивлялась, потом согласилась — и мы пошли к месту остановки нужных маршрутов. По пути у вокзала видели Дарта Вейдера, размахивавшего совсем бледным световым мечом в попытках собрать сколько-нибудь немножечко милостыни. Вот до чего довёл Империю этот фигляр Скайуокер! Впрочем, я отвлёкся. У автобусного перрона случилось чудо — мой коммуникатор поймал нормальный вай-фай и я смог залезть на волшебный сайт hsl.fi, дабы проложить маршрут с использованием городского транспорта. Проложил. Получилось, что моей спутнице лучше сесть не на 195-й, а совсем даже на 24-й автобус, который тут рядом, два шага пройти — что я и предложил. Спутница уже настроилась на 195-й, но я сумел её переубедить. Отправились мы к остановке 24-го... И тут с неба ПОЛИЛО.

Природа решила, что слишком много хорошо — тоже нехорошо и для разнообразия прошлась по Хельсинки дождичком. Спрятавшись под навесом отеля "Сокос", мы спешно трансформировали планы. На первое место вышла покупка зонтиков. Я предложил добежать до стоящего напротив вокзала и посетить уже знакомый R-Kiosk. Сие было немедленно проделано, и зонтик вместе с противодождевой накидкой были куплены... Аккурат к тому моменту, как дождь резко прекратился. Впрочем, небеса всё равно были тёмными и грозящими разразиться очередной порцией ливня, ну и ветерок дул так, что улицы после короткого дождя просохли мгновенно — в такую погоду ехать в музей под открытым небом моей спутнице как-то расхотелось, да и мой энтузиазм насчёт Линнанмяки подугас. В качестве альтернативы было предложено зайти в расположенный неподалёку музей современного искусства. Хотя к современному искусству я отношусь в целом скептически, предложение было принято. Пятиминутная прогулка — и вот мы уже у входа в музей Kiasma. Три минуты, по 10 евро с носа, круглые фиолетовые наклейки вместо билетов — и мы допущены к современному искусству.

Тут самое время сделать небольшое отступление и рассказать о покупках в Финляндии. Я для покупок использовал две карты — сбербанковскую "Маэстро" и промсвязьбанковскую "Визу классик" с чипом. При оплате с помощью последней с меня не спрашивали вообще ничего, а вот при покупках по "Маэстро" меня спрашивали не только ID, но и такую забавную вещь, как social security number. Самое близкое, что у россиян есть к этому - номер страхового свидетельства о государственном пенсионном страховании. Прокатывало. А вот классическая нечипованая карта моей спутницы, выпущенная "Альфа-Банком" срабатывала почему-то через раз а, к примеру, в автоматах продажи билетов на городской транспорт вообще не проходила — только чипованные, только хардкор! В итоге из Финляндии я уехал с той же суммой наличности, с которой и приехал (воспользовался ей ровно дважды и по мелочи, и это компенсировала моя спутница, когда я что-то оплачивал за неё).

Музей Киасма
Музей Киасма. Фото — Wikipedia.

Ну да деньги — деньгами, а впереди нас ждал музей! Современного, кхе-кхе, искусства. состоит музей из пяти этажей здания оригинального вида, на первом расположились всякие служебные помещения вроде кафе, гардероба и магазина, а экспозиции занимают оставшиеся четыре. Первым делом на втором этаже мы попали в кинозал, где крутился автобиографический фильм финского фотографа Jouko Lehtola, умершего от рака печени в 2010 году. Фильм довольно печальный, ну а работы этого фотографа... Ничего особенного из себя не представляют. Вот истории, спрятанные за ними — другое дело. Например, фотография обычного икеевского ножика для хлеба. Ну, ножик и ножик — по нему не скажешь, что этим самым ножиком горячая 15-летняя финская девочка перерезала горло своему парню. Разбитые машины (сами по себе, не само место аварии). Тайландские проститутки-трансвеститы (снятые в студии). И так далее, и тому подобное. Единственное, что слегка привлекло моё внимание - серия "Анонимус". К сожалению, из неё была представлена только одна фотография - вот эта.

Dan Perjovschi на фоне своих творений.
Dan Perjovschi на фоне своих творений. Фото — FNG/CAA, Petri Virtanen.

В соседнем зале, простёршимся ввысь на два этажа, была выставка "Без рамок". Суть такова: пришёл чувак, некий Dan Perjovschi, принёс с обой коробку чёрных маркеров, где-то добыл лестницу и разрисовал стены этого зала местами забавными рисунками и базирующимися на игре слов надписями, в основном критикующими окружающую действительность в стиле "You know what's bullshit" небезызвестного Джеймса Рольфа. Есть даже надпись "Мне разрешили разрисовать тут все стены, но запрещают выпить стакан воды. Чёртовы бюрократы!". Для особо одарённых на стенах также размещены информационные стенды, судя по всему, объясняющие глубокий смысл всех этих художеств. А, может, и не объясняющие — я не читал, меня и так всё устроило.

С учётом занятного расположения и размера залов я местами путался, что на каком этаже расположено, так что дальше буду рассказывать без таких привязок. Одна из экспозиций представляла собой пару железных столов с рёбрышками по бокам, на которых было аккуратно налито масло. Смысла я не уловил. Ещё одна представляла собой кучу как бы детских рисунков ёлки, местами оснащённых зеркалами — если подойти и посмотреть, то получались картины "Я и ёлка" или даже "Я — ёлко". В соседнем зале на экранах демонстрировалась во всю стену уже настоящая ёлка, почему-то повёрнутая на 90 градусов (т.е. в "лежачем" положении). Перед экранами сидела пара человек и втыкала в это. В зале неподалёку на экране демонстрировалась байдарка в океане. Ещё несколько человек втыкало в это. Судя по отсутствующим взглядам — они явно получали какое-то недоступное моему понимание удовольствие. Смотреть на них было страшновато.

Муки творчества.
Муки творчества.

На последнем этаже было два зала: огромный пустой с какой-то надписью во всю стену и маленький с большой девственно чистой стеной и прекрасным видом из панорамного окна — на фото музея этот зал и эту стену как раз очень хорошо видно через это самое окно. У другой стены этого зала лежала куча размеченной под первую стену бумаги, а в самом зале стояла пара столов со стульями, линейками, карандашами и точилками — посетителям предоставлялся шанс самим поучаствовать в создании кусочка современного искусства! Моя спутница тут же села и немедленно выпила нарисовала кораблик. Я тем временем смотрел в окно на начало приметившейся мне вчера велосипедно-пешеходной дорожки и делал озвученные во вчерашнем посте глубокие логические выводы о её происхождении. Когда корабик был, наконец, нарисован и положен в стопку прочих рисунков, мы потихоньку пошли вниз. По пути я отметил наиболее интересный объект в этом музее — воистину монструозный грузовой лифт. Не знаю, сколько он в себя вмещает, но дверки у него — где-то метров шесть в высоту и метра четыре в ширину. Причём они у него расположены с двух сторон, как у лифта "Людей в чёрном". У значительно более скромного пассажирского лифта в Киасме, кстати, двери тоже выходят на обе стороны.

Удовлетворив духовный голод, моя спутница вознамерилась удовлетворить обычный. Я резонно заметил, что в кафе, встроенном в такое современное заведение, как музей современного искусства, наверняка должна быть вегетерианская пища. Напрасно я это вспомнил! Отправились мы в это кафе. В кафе была и вегетерианская пища, и официантки, понимающие английский, но вот англоязычного меню не наблюдалось. Моя спутница после долгих языковых мучений заказала вегетерианский супчик, я попросил "something with meat", на что официантка мне показала что-то в меню, слегка потупила на мой вопрос "А что это?" (напоминаю, меню — на финском), потом сообразила, но из её объяснений я не понял ни слова, поэтому махнул рукой — мясо оно и в Киасме мясо, в конце-концов. А уж когда мы сели за столик и я во второй раз за день поймал хороший вайфай — мне стало совсем хорошо и я даже начал подумывать о пиве к идущему ко мне мясу.

Тут стоит сделать ещё одно техническое отступление и рассказать про ситуацию с вайфаем в славном городе Хе. Я уже упоминал, что очень даже платный вай-фай в моём отеле работал у меня в номере через пень-колоду (впрочем, с утра он был чуть-чуть лучше — в той части номера, что поближе к коридору, худо-бедно ловился. Не иначе как девушки с ресепшена после моей жалобы попросили айтишников увеличить уровень сигнала), и я очень надеялся на бесплатный вайфай в городе. Фиг там! В музее авиации, например, на стенах висят предложения законнектиться к халявному вайфаю, но самого вайфая не наблюдается. В Киасме висят предложения скачать аудиогида, но вайфай, как я уже сказал, только наблюдается только в кафе. В городе же вроде и есть какие-то открытые сети с сназваниями вроде "Helsinki CityCenter" или "Helsinki free wlan", но работают они через пень-колоду, а в большинстве случаев так и вообще не подключаются. Нормальное подключение мне удалось поймать только в двух уже упомянутых местах - автобусной станции и кафе Киасма. Даже на вокзале не было. Вот вам и XXI век. Хотя моя спутница сказала, что у неё в отеле прекрасный бесплатный вайфай (кстати, где у неё в телефоне вообще вайфай включается, показал я — она этого не знала).

В общем, нормальному бесплатному вайфаю я радовался как саксаул из пустыни Сахара — дождю, и когда нам принесли еду, даже не стал устраивать скандал. Почему скандал? Да потому что мне принесли не мясо, а кучу зелени с вегетерианским мясоэмулятором — кажется это называется "тофу" или как-то так! Видно, официантка приняла нас за пару плохо говорящих по-английски вегетерианцев, и моё "meat" сконвертировала в его вегетерианский аналог. Неудивительно, что я не понял её описания блюда — при всём моём знании английского в названиях всяких травках и прочих маленьких веганских радостях я не рублю абсолютно. Впрочем, я в них и на русском-то не особо ориентируюсь. В общем, им повезло, что вайфай меня утихомирил и я всё принесённое сожрал. Ну так, для разнообразия. И мне даже почти не было от этого плохо, а потом (ну, в смысле, совсем потом) мне совсем не было плохо — организм стоически перенёс такое над ним издевательство. Но, естественно, пиво у них я при таком раскладе заказывать не стал.

В ходе веганообеда было решено всё-таки попробовать дойти до Линанмяки и посмотреть, что там да как. Благо что за вход туда денег не берут, а дождик вроде бы закончился. Перед выходом заглянули мы в местный примузейный магазинчик — мне он показался даже более интересным, чем сам музей: чего стоит только книга "Звёздые Войны в уличной культуре" с граффити, изображающим Дарта Вейтера на обложке и открытки-фигурки, изображающего известного в основном на постсоветском пространстве чехословацкого мультяшного крота! Впрочем, ничего в этом магазинчике я так и не купил — ну куда мне на аттракционы с толстенной книжкой?! Так что отправились налегке в направлении парка, почти что ночным нашим маршрутом, только не по улице Маннергейма, а по зелёной зоне возле неё. Внезапно мои уши уловили до боли знакомые звуки, а мозг на них отреагировал охотничьей стойкой. Где-то неподалёку звучала сальса!!!

Спутница моя сальсу тоже услышала — это подтверждало, что с ума я ещё не сошёл, и мне не мерещится. С другой стороны, пойдя на звуки сальсы, мы прошли сто метров, вышли к поездам, заглянули между ними... А источник музыки так и не нашли. Я посмотрел налево, направо, вверх... И тут меня осенило: фестивальная площадка! Та, где вчера мы слышали какое-то выступление!

Моя логика в очередной раз меня не подвела. Когда я буквально на крыльях долетел до этой самой площадки (полкилометра, между прочим. За главным ж/д вокзалом Хельсинки. В общем, на слух я пожаловаться не могу!) — там действительно играли сальсу. Я, не веря глазам и ушам своим, выхватил свой коммуникатор и начал снимать всё это безобразие на видео, параллельно пытаясь понять — кто же это на сцене? Музыка была знакомая, лица вроде тоже... Но что-то было не так, что-то не складывалось. Только в Питере, в очередной раз пересматривая видео, я дотумкал, КТО же это был. И офигел от того, КАК мне повезло со всей этой поездкой. В северном городе, куда я приехал случайно, на открытой площадке, рядом с которой я оказался ещё более случайно, для все желающих в тот день и час играла Sierra Maestra. Правда, на пару с какой-то местной сальса-шмальса группой — потому я и не понял сразу, кто передо мной. Но играли более чем классно — можете сами убедиться!



Объект неясного предназначения
Объект неясного предназначения

После такого культурного шока остаток дня слегка расплывается. После "Сьерры-Маэстры" мы заползли в закрытый шатёр (сверху как раз закапал дождик), где играли люди, похожие на балканских евреев. Правда, по факту это оказались португальские цыгане, но музыка у них была вполне себе зажигательная. Потом мы случайно увидели расположенную тут же рядом ярмарку, где продавалась всякое-разная, и моя спутница не успокоилась, пока не купила себе очень милый голубенький шарфик. Потом на главной сцене пошла какая-то бразильская музыка, афроджаз... Мы не выдержали и поползли в направлении отелей — на следующий день нужно было рано вставать. Моей спутнице — на паром в Таллин, мне — отвезти спутницу на паром в Таллин и поехать на работу (нормально так, да?). По пути я сфотографировал всё на той же улице сурикат некий странный объект (пикрелейтед), а в доме на этой улице зашёл в супермаркет и купил баночку чешского пива. В отеле употребил это самое пиво под бутерброды с сыром и ветчиной, и усталось смежила мои веки. Сквозь смеженные веки, правда, вспомнилось вдруг, что завтра у меня довольно важное собрание — но во сколько оно будет, вспомнить я не мог. Ясно было только, что на работу нужно приехать как можно раньше... С этой мыслью я и уснул, не забыв поставить будильник на 5:15 — превращать спутницу в пассажирку я должен был в шесть утра.

Утро туманное, утро седое...
Утро туманное, утро седое...

"Утро туманное, утро седое..." — с такой мыслью я поднялся с кровати в 4:40, распахнул шторы... И тут же проснулся и кинулся за фотоаппаратом. Над Хельсинки лежал густейший туман. Чёрт его знает, что заставило меня подняться в такую рань, но зато я успел нормально помыться, собраться, отринуть мысль о завтраке (скушал пару абрикосов — и буде) и ровно в 5:45 позвонить моей спутнице. Телефон спутницы... Ну вы угадали. Не отвечал. Тут у меня уже включился околопанический режим, ибо на работу я и так успевал впритык. Решил придерживаться первоначального плана, собрал вещи, спустился к машине, по пути закинув ключ-карту от номера в специальный ящик... В 5:53, когда я уже был готов к старту, телефон у меня зазвонил. Спутница слёзно просила десять лишних минуточек времени на завтрак. Окей. Мееедленно проложил маршрут на навигаторе и меееедленно поехал к дому на улице сурикат. Припарковался я там ровно в 6:10, ну а ещё через какие-то 15 минут из него выскочила и моя спутница. По хельсинскому туману мы начали пробираться к порту.

Вот тут, по мнению навигатора, я должен был проехать прямо.
Вот тут, по мнению навигатора, я должен был проехать прямо.

До порта мы добрались без приключений, а вот по дороге назад я чуть-чуть поплутал. Навигатор постоянно пытался увести меня на какие-то улочки, где проезда не было вовсе, или куда не было поворота, или даже куда не было просто проезда прямо. В конце-концов он всё-таки вывел меня на какую-то трассу, а та вывела меня на магистраль к Pietari. Гнал я по этой трассе на пределе, но всё равно к границе у меня ещё где-то четверть бака оставалась... Я думал, что на выезде-то меня финны попроверяют, но нет — на самом деле, я за малым не проскочил финский паспортный контроль. А фигли, никого нету, на домике никаких надписей, шлагбаум открыт... Хорошо, что вместе со мной к границе подъехала ещё пара машин и я поступил как их водители — пошёл в домик. Там мне быстренько проштамповали паспорт и отпустили с миром на все четыре стороны. В постоянном ожидании подвоха я доехал до нашего КПП... Вот там-то отыгрались. Сначала таможенники никак не могли сообразить, что вот эти машины, которые стоят у шлагбаума, а их водители не лезут в окошко паспортного контроля, просто ждут досмотра, потом у меня проверили не только салон-багажник, но заодно и VIN. Ага, конечно, я сплю и вижу, как бы мне из Финляндии ввезти в обход таможни узбекскую машину. Ну да всё хорошо, что хорошо кончается — выпустили меня с КПП, потом ещё раз пришлось предъявить паспорт на выезде из приКППшной зоны, ну а потом — знакомая дорога, знакомая заправка, и всё по-новой... Разве что под Питером решил проскочить не через Зеленогорск-Парголово, как вёл меня навигатор (ибо помнил, что там дорога очень не очень), а через Сестрорецк, но буквально через километр после развязки уткнулся в хвост длиннющей пробки. Плюнул, развернулся, поехал, как Навител завещал. Навигатор оказался прав — дорогу подлатали! Так что на собрание, назначенное, как выяснилось, на 13:00, я опоздал всего на двадцать минут. Вечером меня ждал второй заход за Очень Нужным Товаром, и он тоже не обошёлся без приключений, но это уже совсем другая история...
Tags: путешествия, сальса, фото
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments