Фульхенсио Батиста
Comrade! The dancefloor is yours.
Команданте Гевара
You can't take Cuba with you...
Таможенник из аэропорта Хосе Марти
Гавана, Куба, 1958 год. Последний год правления Батисты. Впереди - большие перемены как для Кубы в целом, так и для скромной семьи Фелони в частности. В семье у отца (не крёстного, а обычного профессора университета Гаваны) были брат-землевладелец, выращивающий табак, и три сына. Старший Фико - умный детина, уважаемый человек, владелец ночного клуба "El Tropico", а вот младшие оба - люди без определённых занятий (по крайней мере, в фильме тема их занятий не раскрыта), которые попадают в передряги. Младший - сначала в тюрьму, откуда его вытаскивает Фико, а затем к тому самому товарищу Че, который сам себе Гевара; а средний - так просто организовывает партизанское движение "За свободную Кубу" и пытается штурмом взять дворец Батисты, однако в ходе штурма совершает роковую ошибку и вместо самого Батисты всаживает пулю в его портрет, после чего, разумеется, штурм, в ходе которого был хорошо так зачищен весь дворец, резко становится проваленным, а остатки революционеров преследует и уничтожает лично правая рука Батисты полковник Кандела.
Конечно, потом всё будет хорошо, Батиста, как и положено, с Кубы улетит, Фидель, как и положено, в Гавану придёт, и наступит светлое завтра и счастье для всех и каждого... Кроме, разумеется, гнусных капиталистов и контры, к которым относится и семья Фелони практически в полном составе...
Фильм "Потерянный город", хоть и не основан на реальных событиях, может претендовать на описание таковых - в него даже включены подлинные кадры кинохроники кубинской революции. Этот фильм - не голливудская фантазия, его сценарий был написан кубинским беженцем Гильермо Инфанте, а режиссёр и исполнитель главной роли Энди Гарсиа родился в семье богатых кубинцев, вынужденных эмигрировать с Кубы после описываемых в фильме событий. Эти люди вложили в фильм всю боль кубинско-эмигрантского народа...
...Но забыли, что в фильмы, помимо чьей-то боли, принято вкладывать чьё-то мастерство. А мастерства у Энди Гарсия, который как бы и чтец, и жнец, и на клаве игрец, явно не хватило. Да, в фильме есть откровенно красивые сцены - например, штурм дворца Батисты под афро-кубинскую перкуссию, перемежающийся сценами танца под эту самую перкуссию - это та вещь, которую СТОИТ посмотреть. Как, впрочем, и последующую сцену охоты на потерпевших поражение революционеров под мамбо... И всё бы хорошо, только вот приём этот Гарсиа вчистую слизал у Копполы. Хуже оно от этого не смотрится, особенно для любителей кубинской музыки, но послевкусие токсичных отходов оставляет. Есть и ряд сценарных натяжек, да и сам фильм, как и недавний "Певец", кажется слишком затянутым. В какой-то мере это искупается хорошей актёрской игрой, особенно Билла Мюррея (боже, как же он постарел...), хотя последний являет собой, судя по всему, "Вещь в себе" - играет блистательно, многое сделано в импровизации, но кто он, что он тут делает, и зачем всё это нужно - непонятно. У его персонажа даже имени нет! Авторы фильма на вопрос, "а это, собственно, кто?" несут некую муть о классическом "греческом хоре" и имперсонализации автора сценария, однако с реальностью (т.е. фильмом) эти заявления соотносятся как-то плохо.А теперь - о главном. О том, почему я тут уже на пару килобайт растекаюсь мюслями по древам, а не как обычно - посмотрел, сказал "Здорово!", и забыл. Я уже упоминал, что в фильме есть музыка. Впрочем, это довольно-таки характерно для фильмов. Но в этом фильме есть кубинская музыка, а это уже для фильмов значительно менее характерно. А ещё там есть танцы. Как ни странно - тоже кубинские (и афро-кубинские). Их поменьше, чем музыки, но тем не менее тоже вполне себе хватает. Чувствуете, к чему я веду? Да-да, именно к тому, что из-за этого вот всем любителям ЭТОГО ВОТ этот фильм вполне себе стоит посмотреть, ведь один только список песен из фильма растянут на три экрана титров мелким шрифтом...
...А уж сцена в конце, в которой главный герой сидит на ступеньке лестницы и маленькой фигуркой балерины - всем, что осталось у него от Кубы - отстукивает по руке ритм клаве, так и просто вышибла из меня слезу...
Резюме: несколько затянутый фильм НЕ про кубинскую музыку и танцы, в котором кубинской музыки и танцев больше, чем в некоторых фильмах ПРО кубинскую музыку и танцы.
P.S. Танцы в фильме ставила Нери Торрес, и, хотя имя это я раньше не слышал, меня почему-то совсем не удивило, что вторая ссылка в Гугле про неё вела на salsaruedacongress.com...
P.P.S. Критики по ту сторону океана фильм дружно обругали, потому что Гарсиа ухитрился в нём показать все гадости и режима Батисты, и революции, и следующего за ней режима Кастро - тем самым обрекая себя на гнилые помидоры и от противников, и от сторонников последнего (а нейтрально относиться к политической ситуации на этом острове в Штатах как-то не принято).