Inetman (inetman) wrote,
Inetman
inetman

  • Mood:

ИМХОцензия: Xenonauts

Xenonauts с самого начала разработки позиционировали себя "идейным наследником X-Com". За двадцать лет, минувших с выхода оригинальной игры, всяких "наследников" наклепали воз и маленькую тележку, но никто, включая и недавний весьма удачный XCOM, не сумел до конца передать дух прародителя. У всех без исключения трубы были пониже, дым был пожиже...

Тем большим шоком стали для меня Xenonauts, у которых получилось. Причём получилось не просто воспроизвести — а ещё и решить почти все проблемы предшественника. Проблемы вроде бы и лежащие на поверхности, но за двадцать лет единицы решали некоторые из них и никто не решал все одновременно.

Действие Xenonauts начинается в... Кто сказал "в 1979-м"? Садись, два. Игра дейсвительно начинается в 1979-м году, в альтернативной вселенной, где всё было, как у нас, аж до апреля 1958-го года. Как и у нас, человечество той вселенной уже полгода как выбралось в космос... Но к нам из космоса ничего, окромя челябинского метеорита, не прилетело, а вот к ним на огонёк заглянул кораблик пришельцев. Офигевшие от гостя (и его размеров) США долбанули ядерными боеголовками — и не спрашивайте меня, с помощью чего они доставили ядрёну бомбу к движущейся воздушной цели. Игра утвержает, что были использованы МБР, но откуда бы в 58-м они у США взялись? Подозреваю, что все врут и на самом деле это был бо(м)бер-камикадзе. Как бы то ни было, близкий ядрёный взрыв слегка поцарапал НЛО, и оно свалилось в южной Исландии, недалеко от Киркьюбайерклаустера. В ходе совместной американско-советской операции корабль пришельцев случайно разметали по окрестностям термоядерным взрывом, но сия история и положила начало тайному проекту Xeno, в шкуре главы которого в момент начала Большого Вторжения и предлагает нам встать игра.

Миндальничать при этом с игроком, несмотря на поблажки вроде безлимитного начального вооружения и снаряги, никто не собирается. Я, самоуверенно начав свою первую компанию на предпоследнем уровне сложности, конечно, первую базу пришельцев ещё взять сумел... Но на последовавшим вскоре после этого боя терроре в Тель-Авиве потерял всю свою десантную команду. Впрочем, к тому моменту я уже понял, что многое делал не совсем так и даже совсем не так. Пришлось начинать заново — на уровне сложности чуть поменьше. И быть уже намного аккуратнее... В конце-концов, игра сама и сразу же даёт понять, что с местными пришельцами шутить не стоит.

В отличие от XCOM, где летающие блюдца были событием редким, тут в первом же доступном исследовании говорится прямо: на орбите более 3000 подтверждённых НЛО и в несколько раз больше радарных сигнатур ещё под вопросом — то ли пришельцы, то ли их мусор. К счастью, корабли пришельцев в земной атмосфере летают плохо (зато недолго), и для адаптации больших кораблей им нужно время. Это — пример логического ответа на одну из многих игровых условностей (вы разве никогда не задавались вопросом, почемсу с Кидонии на Землю не запустили сразу линкор?). Их, таких ответов, игра имеет массу. Представлены они в основном отчётами от главы R&D в (кто бы сомневался) "Ксенопедии". Кстати, как ни странно, чисто утилитарная в большинстве подобных игр "Педия" в Xenonauts стала одним из существенных элементов погружения в атмосферу — упомянутые отчёты несут на себе огромный отпечаток личности безымянного главы научников. Из всех небоевых личностей он запоминается больше всех: высокомерный элитарист, чья внешность, похоже, рисовалась с главы исследовательской команды "Зоны 51" из "Дня Независимости", не переносят не только пришельцев, но и "орков пролетариата" из производственных подразделений. Хорошо, что некоторые отчёты делает не он (трупы пришельцев и общие схемы их кораблей — слишком мелко для гения!).

Сами пришельцы, конечно, другие (авторские права, всё такое). Но типажи более чем узнаваемые: вот подросшие и одевшиеся сектоиды-цеасаны, вот натянувшие мутонскую кожу роботы-андроны, вот — Reaper'ы, получившие название от домашней зверушки флоатеров, а всё остальное — от крисалидов... Общее у всех этих милых гостей нашей планеты одно: на этой планете они никому, кроме нас, не сдались. Их трупы в основном кремируют, а их оружие не предназначено для людей (и посему уходит в свободную продажу). Пользоваться этим оружием можно (инопланетяне всё-таки двуруки и двуноги), но точно стрелять из него не получится. Не получится и стать королём инопланетных сплавов: производству, увы, они не подлежат... Как и источник питания для техники инопланетян: поскольку элемент-115 за прошедшее с моменты выхода X-Com уже исхитрились синтезировать и даже обозвать анобтаниумом анапентиумом, его место заняли сверхёмкие микроаккумуляторы, заряжающиеся непонятно от чего. Сии аккумуляторы образуют единообразную субстанцию, известную как Элениум (Alenium), но почему-то серия реакторов на её основе носит название "ER", что как бы намекает.

Косметических и околокосметических изменений в игре масса, всех не упомнить. Но самое-самое главное забыть нельзя: авторы Xenonauts успешно решили "проблему последнего алиена". Решили изящно и разнообразно. Захват НЛО? Достаточно зачистить корабль, просидеть в нём пять ходов, и мы победили. Штурм вражеской базы? Уничтожаешь реактор и можешь эвакуироваться — пришельцы перемрут сами. Террор-акция? Через пару десятков ходов прилетят местные авиаторы и "подсветят" местность. Не видишь НЛО на глобальной карте? Тревожные новости, собираемые со всего мира, подскажут, куда послать перехватчики. Не успеваете (или просто лень) захватить очередную сбитую тарелку? Местные ВВС разнесут её с воздуха, вам останется собрать (и продать!) обломки. И так во всём: игра поддерживает прекрасный баланс между задротством и лёгкостью.

Конечно, и в огромной бочке мёда найдётся ложка дёгтя. Например, нет наглядной внутриигровой статистики. Регионы, где "всё плохо" можно определить только по числу жертв и "предполагаемому изменению финансирования", но сравнивать их придётся по памяти. Занятная (и опциональная) мини-игра в сражение перехватчиков с НЛО проходит почему-то в двух измерениях. Это, конечно, шаг вперёд по сравнению с одним-единственным из оригинала, но в 2014 году невозможность выполнить маневр по вертикали смотрится как-то печально. Графика в игре приятная, но родом откуда-то из середины 90-х (хотя она тут, безусловно, роли не играет особой). Зато она тянет с собой хвостом весьма условную разрушаемость уровней, на которую после Silent Storm'а (которому уже больше десяти лет!) смотришь с недоумением. А набеги пришельцев не одиночными тарелочками, а "волнами" хотя и вполне следуют общей логичности игры, но безумно бесят с точки зрения геймлея: так хочется перехватить их всех! Радует одно: игра только-только вышла и, несомненно, будет улучшаться. Например, возможность пропуска воздушного боя появилось уже практически перед релизом.

Резюме: если вы помните X-Com и скучаете по нему — не пожалейте 15 баксов на вышедших сегодня Xenonauts. Если вам хочется next-gen графики и упрощённого (но от того не менее интересного!) игрового процесса — готовьте 30 баксов на XCOM с дополнениями. Ну а если вы не любитель связки "глобальная стратегия реального времени + пошаговая тактика" или (о ужас!) компьютерных игр вообще... То тогда читайте мой предыдущий и мой следующий посты. ;-)
Tags: игры
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments