Inetman (inetman) wrote,
Inetman
inetman

  • Mood:

ИМХОцензия: Xenonauts

Xenonauts с самого начала разработки позиционировали себя "идейным наследником X-Com". За двадцать лет, минувших с выхода оригинальной игры, всяких "наследников" наклепали воз и маленькую тележку, но никто, включая и недавний весьма удачный XCOM, не сумел до конца передать дух прародителя. У всех без исключения трубы были пониже, дым был пожиже...

Тем большим шоком стали для меня Xenonauts, у которых получилось. Причём получилось не просто воспроизвести — а ещё и решить почти все проблемы предшественника. Проблемы вроде бы и лежащие на поверхности, но за двадцать лет единицы решали некоторые из них и никто не решал все одновременно.

Действие Xenonauts начинается в... Кто сказал "в 1979-м"? Садись, два. Игра дейсвительно начинается в 1979-м году, в альтернативной вселенной, где всё было, как у нас, аж до апреля 1958-го года. Как и у нас, человечество той вселенной уже полгода как выбралось в космос... Но к нам из космоса ничего, окромя челябинского метеорита, не прилетело, а вот к ним на огонёк заглянул кораблик пришельцев. Офигевшие от гостя (и его размеров) США долбанули ядерными боеголовками — и не спрашивайте меня, с помощью чего они доставили ядрёну бомбу к движущейся воздушной цели. Игра утвержает, что были использованы МБР, но откуда бы в 58-м они у США взялись? Подозреваю, что все врут и на самом деле это был бо(м)бер-камикадзе. Как бы то ни было, близкий ядрёный взрыв слегка поцарапал НЛО, и оно свалилось в южной Исландии, недалеко от Киркьюбайерклаустера. В ходе совместной американско-советской операции корабль пришельцев случайно разметали по окрестностям термоядерным взрывом, но сия история и положила начало тайному проекту Xeno, в шкуре главы которого в момент начала Большого Вторжения и предлагает нам встать игра.

Миндальничать при этом с игроком, несмотря на поблажки вроде безлимитного начального вооружения и снаряги, никто не собирается. Я, самоуверенно начав свою первую компанию на предпоследнем уровне сложности, конечно, первую базу пришельцев ещё взять сумел... Но на последовавшим вскоре после этого боя терроре в Тель-Авиве потерял всю свою десантную команду. Впрочем, к тому моменту я уже понял, что многое делал не совсем так и даже совсем не так. Пришлось начинать заново — на уровне сложности чуть поменьше. И быть уже намного аккуратнее... В конце-концов, игра сама и сразу же даёт понять, что с местными пришельцами шутить не стоит.

В отличие от XCOM, где летающие блюдца были событием редким, тут в первом же доступном исследовании говорится прямо: на орбите более 3000 подтверждённых НЛО и в несколько раз больше радарных сигнатур ещё под вопросом — то ли пришельцы, то ли их мусор. К счастью, корабли пришельцев в земной атмосфере летают плохо (зато недолго), и для адаптации больших кораблей им нужно время. Это — пример логического ответа на одну из многих игровых условностей (вы разве никогда не задавались вопросом, почемсу с Кидонии на Землю не запустили сразу линкор?). Их, таких ответов, игра имеет массу. Представлены они в основном отчётами от главы R&D в (кто бы сомневался) "Ксенопедии". Кстати, как ни странно, чисто утилитарная в большинстве подобных игр "Педия" в Xenonauts стала одним из существенных элементов погружения в атмосферу — упомянутые отчёты несут на себе огромный отпечаток личности безымянного главы научников. Из всех небоевых личностей он запоминается больше всех: высокомерный элитарист, чья внешность, похоже, рисовалась с главы исследовательской команды "Зоны 51" из "Дня Независимости", не переносят не только пришельцев, но и "орков пролетариата" из производственных подразделений. Хорошо, что некоторые отчёты делает не он (трупы пришельцев и общие схемы их кораблей — слишком мелко для гения!).

Сами пришельцы, конечно, другие (авторские права, всё такое). Но типажи более чем узнаваемые: вот подросшие и одевшиеся сектоиды-цеасаны, вот натянувшие мутонскую кожу роботы-андроны, вот — Reaper'ы, получившие название от домашней зверушки флоатеров, а всё остальное — от крисалидов... Общее у всех этих милых гостей нашей планеты одно: на этой планете они никому, кроме нас, не сдались. Их трупы в основном кремируют, а их оружие не предназначено для людей (и посему уходит в свободную продажу). Пользоваться этим оружием можно (инопланетяне всё-таки двуруки и двуноги), но точно стрелять из него не получится. Не получится и стать королём инопланетных сплавов: производству, увы, они не подлежат... Как и источник питания для техники инопланетян: поскольку элемент-115 за прошедшее с моменты выхода X-Com уже исхитрились синтезировать и даже обозвать анобтаниумом анапентиумом, его место заняли сверхёмкие микроаккумуляторы, заряжающиеся непонятно от чего. Сии аккумуляторы образуют единообразную субстанцию, известную как Элениум (Alenium), но почему-то серия реакторов на её основе носит название "ER", что как бы намекает.

Косметических и околокосметических изменений в игре масса, всех не упомнить. Но самое-самое главное забыть нельзя: авторы Xenonauts успешно решили "проблему последнего алиена". Решили изящно и разнообразно. Захват НЛО? Достаточно зачистить корабль, просидеть в нём пять ходов, и мы победили. Штурм вражеской базы? Уничтожаешь реактор и можешь эвакуироваться — пришельцы перемрут сами. Террор-акция? Через пару десятков ходов прилетят местные авиаторы и "подсветят" местность. Не видишь НЛО на глобальной карте? Тревожные новости, собираемые со всего мира, подскажут, куда послать перехватчики. Не успеваете (или просто лень) захватить очередную сбитую тарелку? Местные ВВС разнесут её с воздуха, вам останется собрать (и продать!) обломки. И так во всём: игра поддерживает прекрасный баланс между задротством и лёгкостью.

Конечно, и в огромной бочке мёда найдётся ложка дёгтя. Например, нет наглядной внутриигровой статистики. Регионы, где "всё плохо" можно определить только по числу жертв и "предполагаемому изменению финансирования", но сравнивать их придётся по памяти. Занятная (и опциональная) мини-игра в сражение перехватчиков с НЛО проходит почему-то в двух измерениях. Это, конечно, шаг вперёд по сравнению с одним-единственным из оригинала, но в 2014 году невозможность выполнить маневр по вертикали смотрится как-то печально. Графика в игре приятная, но родом откуда-то из середины 90-х (хотя она тут, безусловно, роли не играет особой). Зато она тянет с собой хвостом весьма условную разрушаемость уровней, на которую после Silent Storm'а (которому уже больше десяти лет!) смотришь с недоумением. А набеги пришельцев не одиночными тарелочками, а "волнами" хотя и вполне следуют общей логичности игры, но безумно бесят с точки зрения геймлея: так хочется перехватить их всех! Радует одно: игра только-только вышла и, несомненно, будет улучшаться. Например, возможность пропуска воздушного боя появилось уже практически перед релизом.

Резюме: если вы помните X-Com и скучаете по нему — не пожалейте 15 баксов на вышедших сегодня Xenonauts. Если вам хочется next-gen графики и упрощённого (но от того не менее интересного!) игрового процесса — готовьте 30 баксов на XCOM с дополнениями. Ну а если вы не любитель связки "глобальная стратегия реального времени + пошаговая тактика" или (о ужас!) компьютерных игр вообще... То тогда читайте мой предыдущий и мой следующий посты. ;-)
Tags: игры
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments