Inetman (inetman) wrote,
Inetman
inetman

  • Mood:

Питерские улицы: мигрирующее Фермское шоссе

Говорят, что любая дорога в Питере заканчивается улицей. В целом это правило соблюдается: первая на территории нынешнего Петербурга Большая Новгородская дорога стала Лиговским проспектом, Большая перспективная дорога — Невским проспектом, Дорога за Кронверком — Кронверкским проспектом, Зелейная дорога — улицей Зеленина, и так далее, и тому подобное. Но какое же правило без подтверждающих его исключений? Про одно из таких исключений, да не просто исключении, а дороге, ухитрившимся в ходе своей истории потихоньку полностью переползти на новое место, я и хочу рассказать.

Некоторое время назад в своих питерских заметках я уже упоминал проспект Пархоменко. До того, как получить имя героя гражданской войны, оный проспект назывался Английским. Не потому, что в России сильно любили империю, над которой никогда не заходило Солнце, а потому что в начале XIX столетия гордый представитель оной империи и заодно мой тёзка капитан Александр Давидсон организовал на этой далёкой питерской окраине "показательную" ферму, охватившую землю от Чёрной речки до Сосновки. В миру оную ферму называли "Английской", от прицепившегося названия позже получил название и проспект. Но речь у нас сегодня не о нём, а о другой дороге, также проходящей по землям этой фермы. В середине всё того же XIX века эта дорога, проходящая мимо нескольких совершенно разных хозяйств ("показательная" ферма благополучно лопнула, не прожив и десяти лет) стала называться в память об этой ферме "Фермское шоссе".

Фрагмент карты 1860-го года с будущим Фермским шоссе Увеличенный вариант — по ссылке.
Фрагмент карты 1860-го года с будущим Фермским шоссе. Увеличенный вариант — по ссылке.

Образовалась эта дорога в первой половине XIX века, впервые она показана на карте Санкт-Петербургской губернии 1840 года — с окраины Питера через поля и лес она ведёт в Коломяги. Несколько более внятно она видна на карте Питера 1860 года, которая приведена справа. Ближе к концу столетия уже именованное шоссе оказывается в весьма интересном положении между двумя ветками железной дороги: основным ходом Финляндской и Озерковской веткой Приморской. Между последней и Фермским шоссе строят ипподром, с которого уже в следующем столетии поднимутся в воздух первые российские авиаторы. Само шоссе официально заканчивается в Удельном парке, но являющиеся его продолжением дороги идут дальше: одна, как уже упомянуто, на северо-запад в Коломяги, а другая — на северо-восток, к Финляндской железной дороге и мимо станции Удельная — к Поклонногорской улице.

В последний год существования Российской Империи шоссе всё-таки продлили до Поклонногорской официально, и именно в таком самом длинном в его истории виде оно встретило и пережило Великую Отечественную войну. Во время обороны Ленинграда шоссе было важным и прифронтовым — вдоль него проходила тыловая линия обороны и стояли рядом ДОТы в Удельном парке. Но после войны шоссе как-то незаметно стало сначала терять своё значение, а потом и вовсе исчезать. Уже в 30-х года был закрыт ипподром, а его территорию вместе с шоссе разрезал новый ход Приморской железной дороги, начинающийся от "Ланской" и соединивший ставшее стратегическим Сестрорецкое направление напрямую, в обход Финляндского вокзала, с "Большой землёй" через Кущелёвку, Пискарёвку и Финляндский железнодорожный мост. В свою очередь, доминирующей автомагистралью района потихоньку становилось возникший на месте закрытой Озерковской ветки ж/д Коломяжское шоссе с хорошо оборудованным переездом и лишённое неудобного участка с крутым подъёмом, который имел место на Фермском. К югу от стальных рельс между Коломяжским проспектом и Фермским шоссе расположились жилые дома, к северу — склады, помеченные как "овощехранилище". После войны складская зона на месте овощехранилища расширяется, но Фермское шоссе сохраняется в неизменном виде до 60-х. А вот в эти светлые годы часть шоссе южнее железной дороги ликвидируется и застраивается многоэтажными домами. В начале семидесятых прекращает своё существование и переезд.

Последнее появление проходящего через весь Удельный парк Фермского шоссе на карте. 1983 год.
Последнее появление проходящего через весь Удельный парк Фермского шоссе на карте. 1988 год.

В 70-е годы XX-го столетия район пронзает новая магистраль: Богатырский проспект. По задумке архитекторов, она должа была широкой стрелой соединить новый жилой массив, строящийся на территории прекратившего своё существование Комендантского аэродрома к западу от бывшего Коломяжского шоссе, ныне ставшим проспектом, со Светлановской площадью, но этому замыслу удалось реализоваться только в следующем веке. Пока что Богатырский проспект "временно" оказался разорван территорией тех самых бывших овощехранилищ, и восточная его часть плавно вливалась в проспект Испытателей — как раз рядом с пересечением с Фермиским шоссе, окончательно утратившим тут своё транспортное значение и ставшим к югу от нового проспекта просто безымянным проездом к гаражам. На картах 70-х Фермское шосса вообще не упоминается, хотя на картах 80-х оно вновь в строю, и по-прежнему проходит через весь парк, хотя по факту уже и является на большей части территории парка не улицей, а одной из парковых аллей.

Нынешнее начало Фермского шоссе. Слева - историческое Фермское, перегороженное бетонными блоками, справа — улица Шарова. Изображение Яндекс.Панорамы, ок. 2011.
Нынешнее начало Фермского шоссе. Слева - историческое Фермское, перегороженное бетонными блоками, справа — улица Шарова. Изображение Яндекс.Панорамы, ок. 2011.

В начале бурных 90-х южная часть Фермского шоссе окончательно исчезает с карт, в том числе и кадастровых. Кусок старой дороги на Коломяги, обозначенный на картах середины XIX века с 30-х годов века двадцатого именуется улицей Шарова, и именно с того места, где ныне безымянная аллея Удельного парка переходит в эту самую улицу, от неё в сторону Удельной начинает свой бег переползшее за два века своей истории почти на два километра к северу Фермское шоссе. Причём в ходе "переполза" длина шоссе практически не изменилась, так что это вполне можно считать именно перемещением! Вряд ли оно "поползёт" дальше, хотя кто знает — пути Истории неисповедимы, а архитекторы, отвечающие за реконструкцию дорожной сети района, имеют далеко идущие планы.

Осталось лишь добавить, что в начала апреля 2013 года часть упомянутой улицы Шарова (от Фермского до пруда) получила статус аллеи и имя одного из выдающихся тренеров "Зенита" — Юрия Морозова. Так что нынче Фермское идёт от аллеи до перекрёстка (с Поклонногорческой). История дороги-путешественницы продолжается. Сейчас на ней бурно идёт типа-элитное жилое строительство, так что кто знает — не исключено, что для большей привлекательности района шоссе станет улицей, и одним исключением из правила станет меньше. А пока что, быть может, хоть кто-то, прочитав это, ответит сам себе на вопрос, почему так случилось, что первый дом по Фермскому шоссе имеет номер 21?
Tags: Питер
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments