Inetman (inetman) wrote,
Inetman
inetman

  • Mood:

Питерские улицы: мигрирующее Фермское шоссе

Говорят, что любая дорога в Питере заканчивается улицей. В целом это правило соблюдается: первая на территории нынешнего Петербурга Большая Новгородская дорога стала Лиговским проспектом, Большая перспективная дорога — Невским проспектом, Дорога за Кронверком — Кронверкским проспектом, Зелейная дорога — улицей Зеленина, и так далее, и тому подобное. Но какое же правило без подтверждающих его исключений? Про одно из таких исключений, да не просто исключении, а дороге, ухитрившимся в ходе своей истории потихоньку полностью переползти на новое место, я и хочу рассказать.

Некоторое время назад в своих питерских заметках я уже упоминал проспект Пархоменко. До того, как получить имя героя гражданской войны, оный проспект назывался Английским. Не потому, что в России сильно любили империю, над которой никогда не заходило Солнце, а потому что в начале XIX столетия гордый представитель оной империи и заодно мой тёзка капитан Александр Давидсон организовал на этой далёкой питерской окраине "показательную" ферму, охватившую землю от Чёрной речки до Сосновки. В миру оную ферму называли "Английской", от прицепившегося названия позже получил название и проспект. Но речь у нас сегодня не о нём, а о другой дороге, также проходящей по землям этой фермы. В середине всё того же XIX века эта дорога, проходящая мимо нескольких совершенно разных хозяйств ("показательная" ферма благополучно лопнула, не прожив и десяти лет) стала называться в память об этой ферме "Фермское шоссе".

Фрагмент карты 1860-го года с будущим Фермским шоссе Увеличенный вариант — по ссылке.
Фрагмент карты 1860-го года с будущим Фермским шоссе. Увеличенный вариант — по ссылке.

Образовалась эта дорога в первой половине XIX века, впервые она показана на карте Санкт-Петербургской губернии 1840 года — с окраины Питера через поля и лес она ведёт в Коломяги. Несколько более внятно она видна на карте Питера 1860 года, которая приведена справа. Ближе к концу столетия уже именованное шоссе оказывается в весьма интересном положении между двумя ветками железной дороги: основным ходом Финляндской и Озерковской веткой Приморской. Между последней и Фермским шоссе строят ипподром, с которого уже в следующем столетии поднимутся в воздух первые российские авиаторы. Само шоссе официально заканчивается в Удельном парке, но являющиеся его продолжением дороги идут дальше: одна, как уже упомянуто, на северо-запад в Коломяги, а другая — на северо-восток, к Финляндской железной дороге и мимо станции Удельная — к Поклонногорской улице.

В последний год существования Российской Империи шоссе всё-таки продлили до Поклонногорской официально, и именно в таком самом длинном в его истории виде оно встретило и пережило Великую Отечественную войну. Во время обороны Ленинграда шоссе было важным и прифронтовым — вдоль него проходила тыловая линия обороны и стояли рядом ДОТы в Удельном парке. Но после войны шоссе как-то незаметно стало сначала терять своё значение, а потом и вовсе исчезать. Уже в 30-х года был закрыт ипподром, а его территорию вместе с шоссе разрезал новый ход Приморской железной дороги, начинающийся от "Ланской" и соединивший ставшее стратегическим Сестрорецкое направление напрямую, в обход Финляндского вокзала, с "Большой землёй" через Кущелёвку, Пискарёвку и Финляндский железнодорожный мост. В свою очередь, доминирующей автомагистралью района потихоньку становилось возникший на месте закрытой Озерковской ветки ж/д Коломяжское шоссе с хорошо оборудованным переездом и лишённое неудобного участка с крутым подъёмом, который имел место на Фермском. К югу от стальных рельс между Коломяжским проспектом и Фермским шоссе расположились жилые дома, к северу — склады, помеченные как "овощехранилище". После войны складская зона на месте овощехранилища расширяется, но Фермское шоссе сохраняется в неизменном виде до 60-х. А вот в эти светлые годы часть шоссе южнее железной дороги ликвидируется и застраивается многоэтажными домами. В начале семидесятых прекращает своё существование и переезд.

Последнее появление проходящего через весь Удельный парк Фермского шоссе на карте. 1983 год.
Последнее появление проходящего через весь Удельный парк Фермского шоссе на карте. 1988 год.

В 70-е годы XX-го столетия район пронзает новая магистраль: Богатырский проспект. По задумке архитекторов, она должа была широкой стрелой соединить новый жилой массив, строящийся на территории прекратившего своё существование Комендантского аэродрома к западу от бывшего Коломяжского шоссе, ныне ставшим проспектом, со Светлановской площадью, но этому замыслу удалось реализоваться только в следующем веке. Пока что Богатырский проспект "временно" оказался разорван территорией тех самых бывших овощехранилищ, и восточная его часть плавно вливалась в проспект Испытателей — как раз рядом с пересечением с Фермиским шоссе, окончательно утратившим тут своё транспортное значение и ставшим к югу от нового проспекта просто безымянным проездом к гаражам. На картах 70-х Фермское шосса вообще не упоминается, хотя на картах 80-х оно вновь в строю, и по-прежнему проходит через весь парк, хотя по факту уже и является на большей части территории парка не улицей, а одной из парковых аллей.

Нынешнее начало Фермского шоссе. Слева - историческое Фермское, перегороженное бетонными блоками, справа — улица Шарова. Изображение Яндекс.Панорамы, ок. 2011.
Нынешнее начало Фермского шоссе. Слева - историческое Фермское, перегороженное бетонными блоками, справа — улица Шарова. Изображение Яндекс.Панорамы, ок. 2011.

В начале бурных 90-х южная часть Фермского шоссе окончательно исчезает с карт, в том числе и кадастровых. Кусок старой дороги на Коломяги, обозначенный на картах середины XIX века с 30-х годов века двадцатого именуется улицей Шарова, и именно с того места, где ныне безымянная аллея Удельного парка переходит в эту самую улицу, от неё в сторону Удельной начинает свой бег переползшее за два века своей истории почти на два километра к северу Фермское шоссе. Причём в ходе "переполза" длина шоссе практически не изменилась, так что это вполне можно считать именно перемещением! Вряд ли оно "поползёт" дальше, хотя кто знает — пути Истории неисповедимы, а архитекторы, отвечающие за реконструкцию дорожной сети района, имеют далеко идущие планы.

Осталось лишь добавить, что в начала апреля 2013 года часть упомянутой улицы Шарова (от Фермского до пруда) получила статус аллеи и имя одного из выдающихся тренеров "Зенита" — Юрия Морозова. Так что нынче Фермское идёт от аллеи до перекрёстка (с Поклонногорческой). История дороги-путешественницы продолжается. Сейчас на ней бурно идёт типа-элитное жилое строительство, так что кто знает — не исключено, что для большей привлекательности района шоссе станет улицей, и одним исключением из правила станет меньше. А пока что, быть может, хоть кто-то, прочитав это, ответит сам себе на вопрос, почему так случилось, что первый дом по Фермскому шоссе имеет номер 21?
Tags: Питер
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments